Новое на сайте

Архивы

Темы


« | Главная | »

Живопись явления


Автор: Leonadro Vo. | 30 Мар 2015

Если не учитывать многочисленные совмещения гармонических комплексов, то пребывание долгое время как бы в одной гармонической функции создает определенную статику. В приведенной цитате из Музыкальной энциклопедии говорилось о гегемонии «бесконечно варьируемой» тоники.

Пожалуй, многочисленные малые мажорные септаккорды создают также и «бесконечно варьируемую» доминанту, а начало среднего эпизода из «Празднеств» — это уже субдоминантовое отклонение. Как бы то ни было, но несмотря на большое количество деталей, наблюдается определенное упрощение самой гармонической основы. Усложнения, главным образом полигармонического характера, не снимают ощущения длительно звучащей тоники или длительно звучащей доминанты.
Такое же явление наблюдается и в форме произведений Дебюсси. Перенесение многих формообразующих закономерностей в область тембра способствует упрощению формальной схемы. Преобладающий формальный принцип — это трехчастность. М. Сабинина пишет, что форма «„Прелюда к послеполуденному отдыху фавна»… импровизационно-непринужденная, но идеально соразмерная, первая в творчестве Дебюсси крупная симфоническая форма, построенная по новым принципам, ибо здесь контуры трехчастной конструкции уже подчинены характерным для него тенденциям к затушевыванию граней и переходов…».
Такое же «затушевывание граней и переходов» наблюдается и в гармонии. Но есть ли это одно из проявлений единства вертикальной и горизонтальной логики, которое уже не раз отмечалось в музыке Дебюсси? Такое проявление не столь наглядно, как, например, в единстве интервального строения мелодических мотивов и гармонической вертикали у Бартока, но как внимание к тембру упрощает формальную схему, так и фактурный тембр оркестровой вертикали упрощает гармоническую основу.
Оркестровая вертикаль в произведениях создает тембр, восприятие которого во многом отличается от восприятия тембра европейской музыки и обнаруживает большое сходство с аналогичными явлениями в музыке Востока.




Темы: Фортепианная музыка XX века | Ваш отзыв »

Отзывы