Новое на сайте

Архивы

Темы


« | Главная | »

Восточная музыка Испании


Автор: Leonadro Vo. | 19 Апр 2015

Дебюсси был знаком, вероятно, с некоторыми фортепианными произведениями Л. Готшалка и С. Джоплина. Первый в свое время был очень популярен в Европе, и к концу XIX — началу XX века некоторые его фортепианные пьесы часто исполнялись. В них использованы ритмы кэкуока и хабанеры. Джоплин был одним из самых известных авторов классической джазовой формы — рэгтайма. Дебюсси, возможно, был и на концертах нью-орлеанского оркестра, в начале века приезжавшего на гастроли в Европу, присутствовал на концертах американского оркестра Д. Сузы.

Прямое влияние джаза можно найти в «Кукольном кэкуоке» из «Детского уголка» и в двух прелюдиях «Менестрели» и «Генерал Лавин, эксцентрик». Дебюсси уловил характерные черты джазовой музыки — функциональность ее гармонии.
Говоря о новаторстве фортепианного творчества Дебюсси, следует выделить чисто инструментальные черты пианизма композитора: расширение уже существовавших возможностей фортепиано и изобретение новых, изменение технических или изобразительных структур, использование топографии клавиатуры. Важно отделить новаторство музыкального языка композитора, то есть специфическое использование музыкальной системы, от новаторства пианизма — того, как эта новая логика музыкального мышления, общие законы музыкального языка преобразованы в логику фортепиапного письма.
Ни «полигармония», ни «полимодальность», ни «полифункциональность», ни «обогащение гармонии побочными тонами», ни «функциональная трактовка комплексных трезвучий»,- термины, часто встречающиеся в исследованиях фортепианного творчества Дебюсси,- не являются характерными особенностями пианистического стиля композитора: они составляют сущность его музыкального языка, его гармонии в целом. В фортепианном творчестве эти элементы претворяются в особенностях фактуры, техники, использования педали и т. д. Такими же чересчур широкими представляются понятия «плотности» и «прострапственности» применительно к звуковым комплексам; эти понятия не являются специфическими только для фортепианного письма композитора.




Темы: Фортепианная музыка XX века | Ваш отзыв »

Отзывы