Новое на сайте

Архивы

Темы


« | Главная | »

Вокальная партия


Автор: Leonadro Vo. | 04 Апр 2015

Та же мелодия в различных модификациях играет едва ли не решающую роль и в написанном гораздо позже знаменитом симфоническом триптихе «Море». А ближе к концу и в самой коде она разрасти ется в могучий полиритмическнй фон. Аналогичный мелодический оборот встречается в фортепианных сочинениях «Маски» и «Золотые рыбки». То обстоятельство, что начальная малая секунда уступила место большой, мало влияет на характер музыки: остаются в силе и угрожающая окраска мотива, и драматическое напряжение, которое она в себе несет.
В романсе «Печалится звук рога» относительная ладотональная неопределенность становится необыкновенно сильным средством воздействия: музыка все время пребывает «в окрестностях» фа минора, но он так ни разу и не появляется. Только в последнем такте, в завершающем аккорде, после томительно-грустных блужданий возникает просветленный одноименный фа мажор. В начале романса Дебюсси не просто сближает обе руки на фортепианной клавиатуре (он это многократно делал и раньше), но помещает одну руку как бы внутри другой. Через шесть лет, в песне «Флейта Пана» (1897), этот прием получит дальнейшее развитие. А еще через 13-15 лет Дебюсси вернется к теснейшему совмещению рук в прелюдии «Что видел западный ветер» (1910), в «Балладе о женщинах Парижа» (1910) и в знаменитых «иллюстративных» эпизодах из прелюдии «Фейерверк» (1910-1913).
Лишь два вокальных цикла отделяют нас от периода полной зрелости композитора. Но и в этих циклах Дебюсси выступает уже во всеоружии мастерства.
Первая серия «Галантных празднеств» (1892) -образец законченного импрессионистского стиля в вокальной лирике. В первом из этих романсов — «Под сурдинку» — обратим внимание на «гармоническое accelerando — ускоряющуюся смену «трепещущих» аккордов. Мягкие, стелющиеся гармонии в «Лунном свете» (пьесе, не только не уступающей своей знаменитой фортепианной «тезке», но во многом превосходящей последнюю) порой напоминают Шоссона, но в целом так же оригинальны и свежи, как и все, что теперь сочиняет Дебюсси.




Темы: Фортепианная музыка XX века | Ваш отзыв »

Отзывы