Новое на сайте

Архивы

Темы


« | Главная | »

Своеобразная остинатность


Автор: Leonadro Vo. | 03 Апр 2015

Слушая ее, нельзя не вспомнить коду вальса «ta plus que lente» (1910), а ведь между этими двумя произведениями прошло 23 года. Такова устойчивость художественных открытий и находок молодого Дебюсси: он остается верен многим из них и через четверть века.

Развитие Дебюсси в семилетие с 1887 по 1893 годы шло сложными путями. Рассмотренные только что «Стихотворения Бодлера» во многих отношениях гораздо более радикальны, чем «Забытые ариетты», созданные в 1888 году, или романсы 1891 года. Напряженная борьба с Вагнером будила творческую фантазию, изобретательность, мобилизовала все душевные силы Дебюсси. В «Ариеттах» же он гораздо более спокоен и уравновешен. Тонкие, нежные стихи Верлена, лежащие в основе всех шести пьес цикла, сильно отличаются от нервной, возбужденной поэзии Бодлера. Здесь Дебюсси в значительной степени «chez soi» — «у себя дома». И поэтому он гораздо более «классичен», ровен, уверен в себе.
«Забытые ариетты» как бы подытоживают определенную полосу развития музыкального языка Дебюсси. «Ассоциативные» аккордовые последовательности здесь главенствуют. Они не ошеломляют, как это было в «Стихотворениях Бодлера», они представляются совершенно естественными, вытекающими из текста и из скромной речитативной мелодики, вплотную приближающейся к вокальному языку «Пеллеаса». В этой простоте и непринужденности один из секретов очарования «Забытых ариетт». Остановимся лишь на отдельных пьесах и выделим характерные детали. Органически вытекающими из самой сущности образа. Жужжащие, сверкающие, переливающиеся фигурации, трели и тремоло построены на едином тематическом материале. Искусно сочетая гармонические и фактурные приемы, Дебюсси добивается впечатления постепенного торможения и удаления от веселящейся толпы — совершенно кинематографический эффект. Неуклонное (начиная с 59-го такта) «гармоническое rallentando» (аккордовые комплексы все реже сменяют друг друга) — одна из интереснейших находок- композитора.




Темы: Фортепианная музыка XX века | Ваш отзыв »

Отзывы