Новое на сайте

Архивы

Темы


« | Главная | »

Стилистические и колористические черты


Автор: Leonadro Vo. | 31 Мар 2015

В романсах второго периода Дебюсси нащупывает и тот принцип мелодического и образного битематизма, который станет впоследствии ведущим во многих фортепианных сочинениях 1900-х годов, складываются и новые приемы фортепианного изложения, педализации и т. д. В аккомпанементах возникают иногда разительные параллели с фортепианными пьесами, созданными через 10, 15, а то и 20 лет. Миниатюрами можно назвать не все из них: некоторые романсы из циклов «Пять стихотворений Бодлера» и «Лирические прозы» занимают 7-8 страниц нотного текста.

Наконец, третий период романсового творчества Дебюсси охватывает последние ,25 лет его жизни. В эти годы полной зрелости композитора камерная вокальная лирика уходит на второй план. Уже «Песни Билитис» (1897) светят отраженным блеском «Ноктюрнов» и «Пеллеаса». Что же касается романсов, созданных в последующие годы, то в них, пожалуй, можно найти обратные влияния фортепианных пьес. В центре нашего внимания будут вокальные произведения 1876-1893 годов.
Первый романс Дебюсси — «Звездная ночь» (Поль Бурже) написан на довольно банальные любовные стихи. Удивляет безупречный вкус, с которым 14-летний мальчик подходит к решению этой темы. Юный композитор интуитивно находит гармонические краски и характерные интонации (ходы на большую секунду и малую терцию — основные интервалы ангемитонной пентатоники,- на которых построены мягко раскачивающиеся аккорды вступления), сыгравшие в дальнейшем большую роль в становлении интонационного языка Дебюсси. Сравним, например, ходы
Эта ннтервалика играет значительную, а иногда и решающую роль в мелосе многих произведений Дебюсси: романсы «Чудный вечер», «Мандолина», «Лунный свет», «Вот весна», «Сплин», «Вечерняя гармония», «О сне» и «О вечере»; фортепианные пьесы «Отражения в воде», «Посвящение Рамо», «Девушка с волосами цвета льна», «Вереск»; главная партия первой части Струнного квартета; темы средних эпизодов в ноктюрнах «Облака» и «Празднества» и т. д.




Темы: Фортепианная музыка XX века | Ваш отзыв »

Отзывы