Новое на сайте

Архивы

Темы


« | Главная | »

Стадия драматических событий


Автор: Leonadro Vo. | 12 Апр 2015

Но и общий характер изложения: сочетание мелкой пальцевой и крупной аккордовой техники, гармонические фигурации, смелое использование крайних регистров и т. п.

Одна группа тем (назовем их условно «объективными») склонна к стабильности, неизменности. Орнаментальные увеличенные трезвучия, например, появляются всякий раз в одном п том же виде, начиная со звука си. Единственное «нарушение» заключается в перенесении их на октаву выше. Главная танцевальная тема звучит в разных тональностях, чаще всего — в основной.
Здесь мы сразу попадаем в совсем иной мир. Перед нами развертывается рвущаяся ввысь просторная мелодия широкого дыхания. И если в «объективных» темах «Острова» мы встретились с обозначениями leger et rhytme (легко и ритмично) и ин реи en dehors, то тут читаем: ondoyant et expressif, т. е. играть выразительно, словно колышущимся звуком. Выше уже отмечалось, что нечастое у Дебюсси слово expressif безошибочно указывает на вторжение личного, «субъективного».
Это очень характерный штрих: Дебюссп как бы растворяет личное, человеческое в солнечных лучах «объективного». Одухотворенный пантеизм композитора, может быть, нигде, кроме оркестровых «Празднеств» и симфонического триптиха «Море», не сказался с такой силой и определенностью, как в «Острове радости». Даже на вершине личного счастья, как бы возвещая о нем в этом гимне победоносной любви, Дебюссп словно смиренно склоняет голову перед могучими высшими силами матери-природы.
«Отражения в воде» — первая пьеса первой серии «Образов». Это — самое популярное из фортепианных сочинений, созданных Дебюссп в 900-х годах. Широкой известности «Отражений» способствуют сравнительная простота и ясность образного строя и техническая доступность этой поэтичной пьесы, впрочем, относительная: тайная, подспудная борьба «субъективного» с «объективным», пронизывающая и эту пьесу, нередко ускользает от внимания исполнителей, и, следовательно, остается и за пределами понимания слушателей.




Темы: Фортепианная музыка XX века | Ваш отзыв »

Отзывы