Новое на сайте

Архивы

Темы


« | Главная | »

Смена начального тематического комплекса


Автор: Leonadro Vo. | 24 Мар 2015

Только к концу раздела этот мотив заявляет о себе в полный голос, выступая в роли головного, при этом именно здесь в полной мере обнаруживается и его интонационная острота, заключенная в «дразнящей» своей необычностью ладовой позиции нисходящего хода по минорному трезвучию, образующему VII, V и III ступени мажора на фоне тонической гармонии.

Аналогичная направленность развития наблюдается в «Весенних хороводах» из цикла «Образы», где Дебюсси цитирует мелодию популярной французской песни «Nous nirons plus au bois». В ходе развития тематическая функция этой мелодии становится из максимально подчиненной главенствующей. Впервые цитата появляется после вступления в начальном построении основной формы, но в самом начале его, не в роли головного мотива и не в главном голосе, а лишь в ходе развертывания в качестве контрапунктирующего подголоска. Таким образом ее начальная функциональная позиция отличается подчеркнутой слабостью.
Затем она, на первых порах даже временно выключаясь из развития, постепенно захватывает главенствующее положение и, вытесняя почти все остальные, довольно многочисленные и разнообразные тематические элементы, становится фактически темой свободных вариаций, в которые здесь плавно переходит рондообразная структура формы. Таким образом и в этом произведении в ходе развития существенно изменяется тематическое содержание формы.
В обоих приведенных примерах смысловой итог развития не задан его начальным этапом, а выкристаллизовывается постепенно. Тем самым процесс формообразования в музыке Дебюсси заключает в себе музыкальную логику принципиально иного типа, чем та, которая управляет процессами развития в рамках классических форм. Если там первоначально заданное тематическое построение явилось неким потенциальным целым, из которого выводилось все дальнейшее, то у Дебюссн наоборот — целое складывается из разнообразных воздействий всех частностей, при этом решающей может оказаться роль любой из них.




Темы: Фортепианная музыка XX века | Ваш отзыв »

Отзывы