Новое на сайте

Архивы

Темы


« | Главная | »

Скупые аккорды


Автор: Leonadro Vo. | 20 мая 2015

Отчаяние с новой силой охватывает Ореста, когда стражники уводят Пилада. В исступлении он призывает языческих богов обрушить кару на его голову. Внезапно его душу наполняет спокойствие. Еще не веря своему счастью, прерывающимся от волнения голосом он произносит первую фразу: «Тишина нисходит в мое сердце». Так начинается знаменитая ария, в которой композитор гениально раскрыл психологическую раздвоенность своего героя: в то время как Орест поет о блаженстве забвения, в оркестре неизменно повторяется угрожающий ритм басов, звучат острые диссонансы и взволнованные мелодические фразки. Средствами симфонического развития здесь обнажена иллюзорность надежд Ореста на скорое избавление от мук: ничто не может заглушить голос преступной совести. По славам одного из современников, сам композитор так объяснял мнимое противоречие между характером вокальной и оркестровой партии: «Он [Орест]
Вслед за кратким моментом забытья начинается новая волна нарастания драматизма. Матереубийцу окружают безжалостные эриннии. В мрачно-торжественной музыке пантомимы образно переданы тщетные попытки Ореста скрыться от преследовательниц: порывисто-стремительное движение струнных пятикратно прерывают неумолимо-грозные удары аккордов всего оркестра. Напряжение достигает предела в хоровой сцене. Жутко-зловещие заклинания эринний прорезают устрашающе резкие унисоны тромбонов, неуклонно, как символ роковой неизбежности, восходящие в постепенном движении. Мольбы Ореста о пощаде лишь усиливают ярость фурий. Находясь на грани безумия, он принимает входящую в темницу Ифигению за призрак убитой им Клитемнестры.




Темы: История жизни австрийского композитора Кристофа Виллибальда Глюка | Ваш отзыв »

Отзывы