Новое на сайте

Архивы

Темы


« | Главная | »

Русское искусство во 2-й половине XIII — середине XIV столетий. Часть 2.


Автор: Leonadro Vo. | 20 Июн 2012

Русское искусство во 2-й половине XIII - середине XIV столетий. Часть 2.

Первая половина XIV столетия — время окончательного изживания и забвения тезисов искусства домонгольской поры, правда стержневой фон искусства захолустных центров определяют, казалось бы, произведения архаизирующие, напоминающие, аналогично новгородским иконам Никола в житии из Озерева и Диво Георгия о змие со сценами жития святого, образы середины XIII столетия. В реальности же они больше схожи на ясно раскрашенные, доступные для понимания и легко запоминающиеся лубки. Лицо новгородского искусства определяют произведения посадских мастерских, работавших в основном «на потребность», руководствовавшихся вкусами стержневой массы городского населения. Мастера усердствовали сберечь монументализм образов, присущный старинным иконам, но были cклонны к однозначности колляций, дюже упрощали физиогномический тип, простодушно предполагая, что непоколебимая аскетическая суровость ликов, лишенных индивидуальных черт, является особенно узнаваемым знаком святости. К числу таких созданий относится икона первой половины XIV столетия Сошествие во чистилище из Тихвина. Впрочем рядом с ними создаются монументы, сходственные рукописи Хлудовской Псалтири 2-й четверти XIV столетия, украшенной очаровательными миниатюрами и изысканными инициалами. Клиентом ее был некoторый Симон, скорее каждого, поверенный большой боярской фамилии, пpинявший монашеский постриг. Лик Христа на выходной миниатюре верно повторяет великолепного качества византийский прототип конца XIII столетия, правда изображения 2-х жен, припавших к его стопам, больше соответствует собственно русской обычии. Подлинно, главная специфика искусства этого времени состоит в том, что процесс стилистического становления протекает в основном в спрятанной форме и обнаруживается почаще каждого в отдельных деталяx, в отступлениях от правил, от привычной типологии. Стремление к простоте и единовременно камерности проявляется и в здешнем зодчестве. Непоколебимой остается привязанность к типу четырехстолпного одноапсидного храма, квадратного, реже прямоугольного в плане. Впрочем профиль покрытия кровли и тезис членения стен варьируется. Наравне с трехлопастным покрытием, знаменитым еще с начала XIII столетия, возникают постройки, перекрытые на два ската — «щипцом». Так устроена кровля церкви Николы Белого (1312). Стены ее поделены лопатками на прясла, а в качестве венчания фасадов впервой были использованы многолопастные арки. В различие от Новгорода его пригород — Псков в XIII веке еще не имел своей устоявшейся самобытной архитектурной и художественной школы. Сюда, вследствие отсутствию суровой духовной цензуры со стороны новгородских владык, легко проникали самые многообразные могущества, шедшие не только из Новгорода, но и из Владимира, Полоцка, Смоленска, из Галицко-Волынской Руси, даже с Балкан и единовременно с Запада — из Литвы, Польши, Германии. Особенно энергичной и авторитетной средой во Пскове, во многом определившей нрав складывающейся на его почве культуры, было монашество, принимавшее участие во всех мирских делах, вплотную до вечевых собрaний. В монастырском быту было много черт мирской жизни, но и монастырская идеология непрерывно воздействовала на повседневневный обиход горожан, ежеминутно готовых отражать интервенция недругов, непрерывно возлагавших упования на скорую поддержка своих святынь. Рубеж веков в истории Пскова — время, когда город открыто извещает о своей политической автономности от Новгорода. Демонстрация серьезности намерений сопровождается рядом значимых акций, в число которых входит строительство посадником Борисом в 1309 году каменной стены Довмонтова города, переносом на новое место цитадели Изборска и возведение в 1311 году храма Рождества Богородицы загородного Снетогорского монастыря. Храм данный примерно дословно повторяет план, размеpы и формы храма Мирожского монастыря XII столетия. Такая копийность, скорее каждого, должна была указывать на то, что доминирующая роль и нравственный авторитет обители, основанной новгородским аpхиепископом и прежней до самого начала XIV столетия самой большой в Пскове, совместно с заимствованной архитектурной формой принадлежат отныне монастырю, тот, что основан самими псковичами и является духовным опором города, его «патронимией».

Высшего качества, металлические стеллажи на склад можно купить по очень выгодным ценам на сайте производителя www.sklad-servis.ru




Темы: Возрождение | Ваш отзыв »

Отзывы