Новое на сайте

Архивы

Темы


« | Главная | »

Романсовые аккомпанементы


Автор: Leonadro Vo. | 11 Апр 2015

«Маски» долгое время недооценивались. Вот, к примеру, мнение А. Алынванга: «В 1904 году Дебюсси написал большую пьесу танцевального жанра — „Маски». Очень оживленное движение, четкий ритм, техника martellato и staccato, излюбленная игра трезвучий… изящная серенада под звон струн в средней части, элегантная фактура — все делает пьесу типичным проявлением яркого инструментального стиля Дебюсси».

Даже такой выдающийся музыкант, как А. Корто. трактовал «Маски» как «поворот к форме и жанру юношеских сочинений типа Танца». «В „Масках»,- пишет он,-точно взаправду оживает и волнуется итальянская комедия с ее красками и движением: жестикулирующий Скарамуш, забавная Кассандра, дразнящая Цербинетта, мечтающий при луне Пьеро и под покровом потворствующей ночи Арлекин у ног Коломбины».
Между тем, сам композитор яростно восставал против подобной характеристики его произведения. Цитируя письма Дебюсси, М. Лонг говорит о «фортепианной драме, озаглавленной „Маски». Термин „Маски» породил недоразумение, против которого автор протестовал изо всех сил: „Это не итальянская комедия! Это — трагическое выражение жизни!»»
Как же развертываются события в этом произведении? Каковы «персонажи» и перипетии этой «фортепианной драмы», которую по жанру можно отнести к развернутой тарантелле-токкате?
Безусловно, господствующий «Масок» моторно-остинатный рефрен, занимающий в различных модификациях свыше трети объема всей довольно обширной пьесы. Серии пустых квинт постепенно напластываются друг на друга и заполняются шаткими «внутренними» звуками, мерцанием больших и малых терций.
К тональной неопределенности добавляется и ритмическая неустойчивость, выражающаяся в непрестанных сменах двух- и трехдольных размеров (6/8 = 3/4), в перекрестных ударениях, в полиритмических построениях. Некоторые детали изложения, действительно, напоминают Танец, но в «Масках» нет той праздничной звонкости, которая характерна для ранней фортепианной пьесы Дебюсси.




Темы: Фортепианная музыка XX века | Ваш отзыв »

Отзывы