Новое на сайте

Архивы

Темы


« | Главная | »

Ритмическая организация


Автор: Leonadro Vo. | 03 Мар 2015

12-тоновая система в «Весне» охвачена путем линеарного гетерофонирования на основе «вертикально» истолкованного принципа ладовой дополнительности: не рядоположенность «комплементарных» звукорядов, но их сосуществование в одновременности при детальнейшей дифференциации по слоям фактуры, ритмике и тембродинамике, вызванное стремлением придать каждому из ладов полностью автономный характер.

Ритмический и тембродинамическнй фактор в этом линеарно-многоголосном письме усиливает ладовые и акустические «позиции» наименее самостоятельных в ладовом отношении линий. Поэтому Ритм и тембродинамика в полной мере становятся ладоопределяющими, конструирующими элементами. В литературе, применительно к стилю «Весны», утвердился противоречивый и неточный термин «политональность», хотя в строгом смысле здесь может идти речь о своеобразном «вертикальном» истолковании принципа ладовой дополнительности средствами линеарно-гетерофонной фактуры.
«Весна» убедительно и радикально преобразовала ритмическую сторону музыкального письма. Если нерегулярная акцентность в музыке Дебюсси существует в соединении с равномерным «времяизмерительным» ритмом, то Стравинский совершает на этом пути подлинную реформу, выстраивая длинные ритмические цепи из разнохарактерных нерегулярно акцентированных тембромотивов, выполняющих внутри целого автономно-ритмическую функцию, не подчиненную какой-либо иной регулирующей ритмической основе. Смысл совершенного Стравинским переворота в области ритма соизмерим с реформой Дебюсси — в обоих случаях происходит выделение специфического начала (мелодических ладов и акцентного ритма) в самостоятельную музыкальную логику.
Ладовое мышление в музыке Стравинского «русского периода» опирается не только на достижения Дебюсси, но вторым своим источником имеет русскую музыку XIX века, в частности, ладовые элементы музыки Римского-Корсакова с присущей ей вариантной структурой коротких ладовых мотивов.




Темы: Фортепианная музыка XX века | Ваш отзыв »

Отзывы