Новое на сайте

Архивы

Темы


« | Главная | »

Радостно-звенящий мажор


Автор: Leonadro Vo. | 13 Апр 2015

С точки зрения «жанрового критерия» (игравшего в оценках А. Алынванга едва ли не решающую роль), вторая серия «Образов» в самом деле гораздо отвлеченнее, нежели предыдущие его фортепианные сочинения. Зато основная антитеза, зарождение которой в музыке Дебюсси относится к далеким годам ранних романсов, а полное развитие к недавнему времени создания «Масок», «Острова радости» и нервой серии «Образов»,- эта антитеза продолжает жить полнокровной жизнью, развивается, обретает новые формы воплощения. Поэтому вряд ли уместно говорить об «эстетстве» именно второй серии.

Ведь все три пьесы по-своему весьма содержательны, хотя проследить развитие их сюжетов действительно немыслимо по той простой причине, что сюжетов этих нет, как не было их у Дебюсси и раньше. Программные заголовки, никогда у него не определявшие ход мыслей, логику развертывания музыкальных образов, здесь н вовсе представляются искусственно привлеченными, «изобретенными» .
Первая пьеса цикла о том же: о человеке, думающем, чувствующем и грустящем среди равнодушных звуков реального бытия тех колоколов, о которых говорил Дебюсси его младший друг — Л. Лалуа. напоминая ему о «звоне, который звучит от вечерни праздника всех святых заупокойной обедни, пересекая, от деревни к деревне, желтеющие леса в молчании вечера».
Гармонический язык «Колоколов сквозь листву» принадлежит целиком к зрелому стилю Дебюсси. Повествование с первых же тактов ведется в целотонном гексахорде, базирующемся на звуке соль, предвещая целотонную структуру «Парусов». Появляющаяся через два такта мелодия в верхнем регистре, несмотря на свою принадлежность к тому же ладу, вносит новый оттенок: ее рисунок, в отличие от механически ровных «колокольных» восьмых, согрет речевой интонацией. Последняя освещает вскоре и равномерное движение «внутренних» триольных шестнадцатых. На фоне остинатного шелеста (тридцатьвторые квиптолями) зарождается выразительная и печальная мелодия Ее «точка притяжения» — лядиез — си-бемоль.
Все большую популярность в декорировании приобретают цветочные подставки из дерева. Выбрать, заказать и купить которые можно на сайте csshop-msk.ru




Темы: Фортепианная музыка XX века | Ваш отзыв »

Отзывы