Новое на сайте

Архивы

Темы


« | Главная | »

Преобразование финала


Автор: Leonadro Vo. | 08 Июн 2015

Народность музыки «Банюты» — яркое художественное явление, которое требует особого исследования. Особенно показательно использование элементов народной музыки в третьем действии, в котором обработки фольклорного материала (песни Лиго) чередуются с хоровыми или танцевальными сценами, сочиненными А. Калнынем, но близкими по стилю к фольклору.

Еще более интересно вплетение в музыку оперы элементов народной музыки даже там, где конкретное действие не связано с народными обрядами. Характерным примером являются небольшие вступления оркестра (иногда длиной всего в два такта), проигрыши и концовки, в которых нет прямого цитирования народной музыки, но есть очень близкие фольклору мелодии, фразы, мотивы. В «Банюте» видны все стадии ассимилирования народного элемента: от простейших, наглядных форм (обработок народных мелодий, подражаний, преобразований) до самых сложных (органического сплава отдельных фраз, мотивов и интонаций народной музыки с своеобразным письмом композитора).
В основе вокального стиля «Банюты» лежит выразительная, образная декламация текста. К оперному искусству своего времени «Банюта» приближается, главным образом, драматической выразительностью вокальных партий (особенно партии Банюты), достигнутой благодаря скачкам на широкие интервалы, хроматизмам, острой динамике. Пульсация темпоритма является одним из существенных принципов музыкальной драмы А. Калныня. Так, например, в течение 109 тактов моно-. лога Дауманта темп меняется 10 раз. Характерно, что особенно активной пульсация темпоритма становится в самых драматически напряженных эпизодах оперы. Нередко к изменениям темпа и ритма присоединяются изменения метра (очень часто используется пятидольный размер, характерный для латышской народной музыки).
Своей вечно живой идеей гуманизма, целеустремленностью музыкальной драматургии, национальным своеобразием, экспрессивной силой драматизма опера А. Калныня «Банюта» завоевала право стать рядом с выдающимися образцами, созданными в национальных оперных школах нашего столетия.




Темы: Оперное творчество латышских композиторов | Ваш отзыв »

Отзывы