Новое на сайте

Архивы

Темы


« | Главная | »

Полигармонические сочетания


Автор: Leonadro Vo. | 28 Мар 2015

Было бы неразумным искать в каждом аккорде или фактурном построении нечто в корне отличное от того, что предшествовало Дебюсси. Поэтому будут рассмотрены только отдельные эпизоды из разных произведений композитора, создающие тем не менее единую картину поиска тембровой логики. Именно поиска, так как единой тембровой системы еще нет, в отличие «от полиладовой системы нового типа».

И в-третьих, конечно, большие ограничения на полноту раскрытия проблемы накладывают размеры данной статьи. Поэтому приходится ограничиться наметкой самых основных тенденций в тембровых поисках Дебюсси, связанных со спецификой звучания его оркестра. Наиболее общие закономерности с успехом может вобрать в себя такое понятие, как фонизм оркестровой вертикали, причем, в качестве критерия в определении особенностей фонизма, необходимо взять непосредственное слуховое восприятие, способное выделить определенные «тембровые пятна» и определить уровень их «тембровой активности». Таким образом, в данной статье, видимо, не удастся избежать некоторой эмпиричности в выборе анализируемых фрагментов.
Итак, попытаемся при возможно меньшей степени теоретизирования положиться главным образом на непосредственное музыкальное слуховое восприятие.
Обращает на себя внимание тот факт, что в многочисленных фортепианных произведениях Дебюсси фоническая сторона почти ничем не отличается от фонизма оркестровых сочинений: те же звучности, то же своеобразие, практически те же краски, по которым мы безошибочно узнаем стиль композитора. Хороший пианист может при помощи детализированной нюансировки различных пластов, звучащих одновременно, добиться поразительных эффектов, аналогичных тем, которые возникают в с ркестровой фактуре. По-видимому, специфика звучности больше зависит от самой фактуры, чем от реального инструментального тембра, то есть иными словами образуется своеобразная тембровая «иллюзия». Несомненно любой совершенный стиль имеет свои, характерные только для него фонические черты.




Темы: Фортепианная музыка XX века | Ваш отзыв »

Отзывы