Новое на сайте

Архивы

Темы


« | Главная | »

Палитра эмоциональных настроений Терезы


Автор: Leonadro Vo. | 05 Окт 2015

В музыкальном облике Эрвина, наоборот, доминируют неопределенные, изменчивые настроения. В первом действии Эрвину принадлежит мелодия, как бы вырастающая из сферы чувств Терезы и по эмоциональному складу близкая к ее лейтмотиву. Но теснее всего музыкальный образ Эрвина связан с резкой, маршеобразной, отрывистой темой, выбранной автором для характеристики фашистов.

Большое место в опере «Аудрини» отведено хоровым эпизодам, которые и обусловили ее жанр оперы-баллады. Черты балладности носит уже пролог оперы, объединяющий динамичную симфоническую увертюру, вырастающую из темы села Аудрини, с декламацией чтеца. На фоне мощно звучащего оркестра поддерживаемый хором чтец говорит о трагедии села Аудрини. Функция хора в опере весьма разнообразна: хор участвует в вокально-симфоническом прологе, где его звучание напоминает стон страждущего народа; хоровые эпизоды сопровождают бытовые игривые сценки в начале 2-й картины первого действия; хор откликается на страшную весть о начале войны; наконец, в последнем действии партия хора разрастается в трагическую предсмертную песнь обреченных аудринцев. Хоровая музыка всегда занимала важное место в творчестве О. Гравитиса. Композитор часто обращался к хоровой песне и изучал историю Праздника песни, накопив большой практический опыт и теоретические знания. Это отражается также в хорах оперы.
Среди развернутых хоровых эпизодов привлекает внимание песня-хоровод во 2-й картине первого действия, когда в доме Матвея празднуется возвращение Терезы. Интонации, лад и структура формы придают хороводу характер народной музыки. Каждый раздел песни имеет свое, тембрально и гармонически варьированное сопровождение: таким образом, хоровод превращается в колоритные вариации. В этой же картине хор, разделенный на женские и мужские голоса, как бы играет роль отдельных персонажей, чутко реагирующих на события, «разговаривающих» между собой. Но подобное использование хора не характерно для оперы и имеет лишь эпизодический характер.




Темы: Оперное творчество латышских композиторов | Ваш отзыв »

Отзывы