Новое на сайте

Архивы

Темы


« | Главная | »

Отказ Глюка


Автор: Leonadro Vo. | 11 мая 2015

Отказ Глюка подлил масла в огонь полемики, разгоревшейся вокруг его оперной рефармы. Началась настоящая «оперная война», в которой имена Глюка и Пиччини стали знаменами соперничающих группировок, хотя сами композиторы никогда не испытывали враждебных чувств по отношению друг к другу. Известно, что их единственная встреча носила дружественный характер; после смерти Глюка Пиччини даже опубликовал прочувствованный некролог, в котором предлагал увековечить ежегодными концертами память гениального оперного реформатора.

Война «глюкистов» и «пиччинистов» вовлекла в свою орбиту литераторов самого различного толка. Среди наиболее ревностных приверженцев Глюка вскоре выделились высокоэрудированный и язвительно-иронический журналист Ж. Б. Сюар, и темпераментный полемист аббат Ф. Арно — оба члены французской Академии наук. На сторону автора «Ифигении в Авлиде» стал и Ж- Ж. Руссо. Наконец, в момент обострения дискуссии в печати выступил сам композитор. Его открытое письмо, полное едкого сарказма по адресу противников оперной реформы, читается как блестящий образец полемического искусства века Вольтера. Направляя свои отточенные критические стрелы в литераторов консервативного лагеря — Лагарпа, Мармонтеля и др., — Глюк безжалостно высмеивал дилетантскую претенциозность их суждений, приводящую к искаженному пониманию подлинной природы искусства звуков. Музыка для Глюка такой же язык чувств, как и другие виды искусства. Она охватывает неограниченный диапазон предметов изображения, подчиняясь при этом только одному закону — правдивости выражения. С уничтожающей иронией композитор писал. Нет такой змеи или отвратительного чудовища, которые не могли бы при помощи искусства подражания не понравился глазу. Я считал это положение столь же применимым к музыке, как и к поэзии…»




Темы: История жизни австрийского композитора Кристофа Виллибальда Глюка | Ваш отзыв »

Отзывы