Новое на сайте

Архивы

Темы


« | Главная | »

Носителями «равнодушно-объективного» начала


Автор: Leonadro Vo. | 13 Апр 2015

«Посвящение Рамо», несомненно,- одно из самых своеобразных фортепианных сочинений Дебюсси, сдержанное, полное большой внутренней силы. И все же нельзя не назвать пьесу, которая (вероятно, помимо воли композитора) явилась прообразом «Посвящения Рамо». Я имею в виду «Обручение» Листа из цикла «Годы странствий».

Начнем с основного — с двусферности «Обручения». Конечно, листовские «два плана» существенным образом отличаются от двух образных сфер Дебюсси. Но нельзя не увидеть в «Обручении» явного стремления если не противопоставить (как у Дебюсси) личное надличному, объективному, то сопоставить их. «Объективное» воплощено у Листа (как и позже у Дебюсси) в бесстрастно-величавых, почти неизменных мелодических ходах по секундам и квинтам, личное же проявляется (опять-таки, как у Дебюсси) в теплых мелодических оборотах песенно-хорального склада. Обе пьесы написаны в неторопливом движении . Обе построены по одной и той же симметричной композиционной схеме АВСВА; в обеих динамические репризы падают на конец третьей — начало четвертой четверти целого. И у Листа, и у Дебюсси начало и конец повествования связаны с динамикой р, рр, ррр, со спокойным, а в конце — умиротворенным изложением. Коды обеих пьес поразительно сходны: «объективное», завладев в остпнатном ритме верхним регистром, полностью господствует над «личным».
Оба композитора в поисках красоты обращают свой взор в прошлое и создают пьесы сходные и, в то же время, в главном выводе — противоположные. У Листа — победный, радостно-звенящий мажор, у Дебюсси — скорбный дорийский минор. У Листа «личное» разливается широким потоком двойной репризы, у Дебюссп оно возвращается только прорывом в нескольких экстатических тактах…
Рассмотрим несколько подробнее эти своеобразные, действительно существенно отличающиеся от всего написанного ранее. Созданы они были в тот же период, когда возникало одно из самых полнокровных и жизнерадостных творений Дебюсси-симфоническая сюита «Иберия» (из оркестровых «Образов»).




Темы: Фортепианная музыка XX века | Ваш отзыв »

Отзывы