Новое на сайте

Архивы

Темы


« | Главная | »

Музыкально-образные явления


Автор: Leonadro Vo. | 14 Мар 2015

На это указывает обилие беспрограммных произведений Равеля. С классической традицией Равеля связывает и его гармоническое мышление, тяготеющее к функциональности, несмотря на всю свою новизну. Мелодико-гармонический комплекс в равелевской музыке имеет прямое соприкосновение и с принципиальным «мелодизмом» XIX века.

В отличие от Дебюсси, создававшего музыкальный образ как сложную систему кратких характеристичных мотивов, нередко хроматически «рассогласованных» с гармонической основой, Равель всюду стремится развертывать законченные по структуре протяженные мелодии, совпадающие по тоновому составу с гармоническим сопровождением. Отсюда и различие в использовании фигуративной техники, имеющей более самостоятельное значение в фактуре Дебюсси. Равель порой исходит из романтической образности («Ночные видения», 1909), но стремится повернуть их в сторону импрессионизма; его программные произведения соединяют в себе импрессионистский музыкальный язык и романтический тип программмости, основанный ассоциативной связи обобщенных черт программы и музыкального образа в целом.
При всем этом музыка Равеля своими формами, ладовой структурой, многокрасочной атмосферой звучания, более всего способствовавшей укоренению общего представления о музыкальном импрессионизме, родственна Дебюсси, к тому же и названия многих его сочинений суть слова-образы (художественные). Однако было бы большой натяжкой всюду приписывать Равелю структуру импрессионистского произведения. Характеристичность музыки Равеля направлена не на ассоциативную детализацию музыкального текста, а на подчеркивание национального (в частности — испанского) начала. Что же касается структуры субъективного времени в его музыкальных образах, то в силу тяготении к мотивному развитию и другим отмеченным выше приемам классического письма она, за редкими исключениями (например, в «Долине звонов». «Виселице»), обладает изменчивостью, внутренним развитием.




Темы: Фортепианная музыка XX века | Ваш отзыв »

Отзывы