Новое на сайте

Архивы

Темы


« | Главная | »

Музыкальная форма Дебюсси


Автор: Leonadro Vo. | 25 Мар 2015

В «Печальной жиге», где до вступления звучит архаический напев медленной жиги, противопоставляемая ему порывистая (и даже несколько суетливая) танцевальная тема, с которой начинается основной раздел формы, излагается настолько фрагментарно (она прерывается фоном с конца вступления, а далее контрапунктирует с темой жиги), что возникает впечатление, будто контрастное сопоставление тем произошло еще внутри вступи ильного раздела, как одно из выражений его функциональной неустойчивости.

В ноктюрне «Сирены» переход от вступительного к основному изложению отличается особенно стройной постепенностью. Три начальных раздела произведения образуют прогрессию, каждый следующий член которой является все менее характерным в качестве эпизода вступительного построения и все более похожим, но только похожим, на начало основного тематического изложения.
Начальный раздел ноктюрна, в котором мы слышим возгласы сирен, из-за неоформившегося тематического рельефа имеет явно вступительный характер. Следующий раздел, начинающийся с представлений одной из двух главных тем ноктюрна, по этой причине вполне мог бы претендовать на роль основного тематического изложения, если бы он не отличался крайней тональной неустойчивостью и не имел бы перебоев в движении.
Третий раздел, впервые представляющий вторую из основных тем и обладающий значительно большей тональной устойчивостью (органный пункт на тонике в басу), все же не до конца освобожден от вступительной динамики развития, об этом говорит функциональная неопределенность гармопических комплексов (преимущественно целотонных), а также секвентность.
Так с максимально возможной плавностью совершается смена функций развития. В «Ароматах ночи» подобная тенденция приводит к поглощению функции основного изложения вступительной функцией, здесь весь начальный раздел формы выдержан в свободно-импровизационной манере и носит характер неторопливого поиска некой основной мысли, которая «находится» с таким опозданием, что по своему положению в образующейся структуре она явно оказывается темой среднего раздела формы, тяготеющей к трехчастности. Эта тема, отличающаяся необыкновенным изяществом мелодических интонаций, впервые звучит у низкой флейты.

Компания Грандфлора продает цветы в Питере и области по выгодным ценам. Тут каждый желающий сможет выбрать красивый букет цветов или заказать собственный дизайн будущего букета.




Темы: Фортепианная музыка XX века | Ваш отзыв »

Отзывы