Новое на сайте

Архивы

Темы


« | Главная | »

Лирические прозы


Автор: Leonadro Vo. | 07 Апр 2015

Дебюсси горячо (хотя и по-своему) воспринял некоторые элементы «Парсифаля», в частности,- образ рыцарей Грааля. Этот короткий звуковой символ постепенно занимает все большее место в повествовании, проводится в фортепианной партии в общей сложности 12 раз, вплоть до коды. Мелькает «рыцарская фанфара» и в «Пеллеасе», когда речь заходит (в первой картине I действия) о короне, которую Мелизанда уронила в ручей.

Второй романс «О береге»-лирический морской пейзаж, причудливо сочетающий реалистические и символические черты. Начало ее предвосхищает первые такты «Золотых рыбок» — третьей пьесы из второго цикла фортепианных «Образов». Здесь тот же плавный трехдольный размер, тот же приглушенный шелест аккордовой фигурации в сравнительно низком регистре и даже сходная пунктированная «вращающаяся» мелодия, которая словно выплывает из слегка колеблющегося гармонического облака. Конечно, игра повышенной второй ступени и мажорной терции в «Золотых рыбках» намного тоньше и сложнее, чем прямолинейный ре мажор в романсе. Но ведь эти пьесы отделяют друг от друга целых полтора десятилетия!
Остановимся еще па репризе-коде, целиком построенной на плавно колышущихся «ассоциативных» гармонических комплексах. Генеалогия этого приема восходит к далеким временам раннеромантнческой вокальной миниатюры (Шуберт); множество аналогичных построений можно найти у Шумана и Листа. Радужные гармонические сопоставления наталкивают и на параллель с «Морской царевной» Бородина, художника, который, наряду с другими кучкистами, оказал, как известно, значительное влияние на формирование музыкального языка Дебюсси.
По мере вызревания нового, уже совершенно самостоятельного и законченного стиля Дебюсси, все чаще вспоминается и Мусоргский. Широко известно заимствование в оркестровом ноктюрне «Облака». В большинстве случаев, однако, речь должна идти скорее не о заимствованиях, а об определенном сходстве в самой манере гармонического мышления обоих композиторов.




Темы: Фортепианная музыка XX века | Ваш отзыв »

Отзывы