Новое на сайте

Архивы

Темы


« | Главная | »

Инструментальные формы


Автор: Leonadro Vo. | 26 Мар 2015

Развитие темы гобоя и всех сопровождающих ее мотивов также непосредственно вливается в экстатически восторженную гимническую тему, звучащую у всех деревянных инструментов. Здесь прогрессирующий контраст достигает своего апогея — яркая, рельефная и безусловно самостоятельная тема в излюбленной Балакиревым тональности Desdur (кстати, опирающаяся на топическую гармонию) контрастна всему предшествующему развитию и в эмоциональном плане (конечно в контексте общей лирической эмоциональной атмосферы произведения).

Подобное многоступенчатое усиление контрастной антитезы главной теме придает форме «Прелюда к послеполуденному отдыху фавна» стройность и единство развития и вне классической трехчастной структуры, основанной па той же идее контрастного сопоставления разделов. Вместе с тем явление прогрессирующего контраста вполне согласуется с уже отмеченной главной особенностью развития в музыке Дебюсси — плавной постепенностью всех преобразований.
И в первой части симфонического триптиха «Море» («От зари до полудня») можно обнаружить прогрессирующий контраст, правда в рамках структуры, тяготеющей к контрастной двухчастности с кодой или к рондальности. Здесь из потока развития основной темы, живописующей равномерно колышащееся и струящееся море, выделяются две рельефные промежуточные темы, которые продолжат путь к главному контрасту, заключенному в патетически-приподнятой теме виолончелей, постепенно приобретающей «оттенок героической энергии», ее развитию и посвящен второй крупный раздел формы. Первая из этих тем, звучащая у флейты, имеет танцевальную природу, она, возможно, навеяна темой Шехерезады, вторая, у гобоя, характерна жалобными речитациями.
Симфонические формы Дебюсси часто тяготеют и к рассредоточенной вариационности, заключенной в очень изобретательных гармонических и фактурных видоизменениях тем при их переизложении в процессе развития. Форму ноктюрна «Сирены» вполне можно было бы рассматривать как цикл двойных свободных вариаций (с отдельными вневарпационными разделами, допустимыми в процессе свободного варьирования), в ходе которого обе темы часто варьируются вместе, если бы вариации не переходили столь плавно друг в друга.




Темы: Фортепианная музыка XX века | Ваш отзыв »

Отзывы