Новое на сайте

Архивы

Темы


« | Главная | »

Индивидуализация тембра


Автор: Leonadro Vo. | 28 Мар 2015

Для того, чтобы перейти к примерам образования фактурного тембра в оркестровой вертикали Дебюсси, обратим внимание на некоторые типы фактуры, применяемые в симфонических произведениях композитора.

Большое значение в фактуре имеет движение параллельными комплексами, представляющими собой трезвучия, септаккорды, интервалы. В своем движении такие пласты образуют с другими элементами фактуры или с другим аналогичным движущимся комплексом сложные полифонические сочетания. Получается единая гармония, единая вертикаль, которая с одной стороны воспринимается именно гармонически (в этом случае очень удобной оказывается формулировка Ю. Холопова: «Гармония есть высотная структура»), а с другой — вниманием слушателя завладевает линеарное движение пластов, и образующиеся при этом дополнительные диссонансы как бы пропадают. Они «превращаются» в тембр, так же как и сами пласты, представляющие собой параллельно движущиеся комплексы. Такое движение не всегда возможно по ступеням ладотональности, и поэтому ладотональные связи в них ослабляются. Колористические свойства в этом случае чрезвычайно усиливаются, и общий тембровый эффект в совокупности получается очень ярким. Подобное движение может согласовываться с аккордом, чаще всего доминантовой функции, и это согласование имеет опять-таки колористические задачи, так как подчеркивает фонизм гармонического комплекса.
Дифференциация фактуры в оркестре осуществляется не столько тембровыми средствами (хотя, если фактурные элементы проходят в разных оркестровых группах, противопоставление тембров налицо), сколько динамическим и артикуляционным несовпадением, при котором реальная инструментальная звучность остается на втором плане. По этой причине подобные приемы успешно применяются в фортепианной фактуре, которой вполне доступно динамическое и артикуляционное противопоставление. Фонизм оркестровой вертикали Дебюсси обогащается огромным разнообразием противодвижения параллельных фактурных образований.




Темы: Фортепианная музыка XX века | Ваш отзыв »

Отзывы