Новое на сайте

Архивы

Темы


« | Главная | »

Характерологичность и мелодические лады


Автор: Leonadro Vo. | 02 Мар 2015

Ладовые мотивы, представляющие неравномерно-акцентное начало, всегда немногозвучны и выделены из равномерного метрического потока каким-нибудь ярким тембро-динамическим (артикуляционным) приемом.

Краткость тематических импульсов, свойственная ладовому письму Дебюсси, в системе тембро-мотивов обращается дробностью, подвижностью характеристики партитуры, тончайшей нюансировкой, детализацией выразительности. При этом естественно уходят на второй план, гасятся и становятся фиктивными эффекты массово-оркестрового порядка, возникает типичная для музыки Дебюсси «пленерная» звуковая атмосфера, и это тоже есть деталь, ассоциирующаяся с типичным для импрессионистского музыкального произведения словесно-поэтическим «рядом».
Выдвижение на первый план сольных тембров ведет к своеобразной «камернизации» оркестра, отличной от ансамблевой «камернизации» малеровского типа. Дебюсси противополагает солиста массе, Малер представляет камерно-сольное начало в оркестре как полифонический ансамбль равных. И в том и в другом случае отправной точкой служит концертное начало: у Дебюсси — сольный концерт XVIII-XIX, у Малера — ансамблевый концерт XVII-XVIII столетий.
Концертность в оркестровке Дебюсси объясняется вовсе не его приверженностью к виртуозности, но наличием основных и дополняющих (комплементарных) элементов в тематизме. В темах «Прелюда», «Облаков», «Моря» и многих других сочинений ведущий тембро-мотив всегда оказывается в преимущественных условиях по сравнению с дополняющим и в этом смысле в полной мере концертно-доминирующим, сольным. При полифонической структуре тематизма сольное начало вынуждено было бы уступить свое место ансамблевому, как это происходит в симфониях Малера.
В рамках импрессионистской концепции сложилось и отношение Дебюсси к музыке Востока, к музыкальному фольклору вообще. Известно восхищение композитора яванскими оркестрами (гамеланами), которые он слышал на Всемирной выставке 1889 года.




Темы: Фортепианная музыка XX века | Ваш отзыв »

Отзывы