Новое на сайте

Архивы

Темы


« | Главная | »

Феноменологические категории


Автор: Leonadro Vo. | 24 Фев 2015

Что же касается современных «околомузыкальных» студий, пришедших на место импрессионистических живописных аналогий, то все они в основном тяготеют к философско-эстетическим обобщениям, развиваемым отнюдь ни на почве реально существующей н воспринимаемой музыки. Непоследовательность «околомузыкальной» литературы делается очевидной, как только наступает «момент истины» — обращение непосредственно к музыкальному произведению.

К каким бы нагромождениям феноменологических категорий, символики н литературных аналогий не прибегали сторонники «околомузыкальных» концепций, они вынуждены признать, что собственно музыкальные свойства произведений Дебюсси шире привносимых извне философско-эстетических понятий или живописно-импрессионистических уподоблений. Так, например, С. Яроциньский в своей книге «Дебюсси, импрессионизм и символизм» после длительных попыток объяснить природу творчества Дебюсси с помощью феноменологически-символистской концепции делает многозначительное признание: «…нас заставляет воздержаться от постулирования „символизма» как категории, определяющей то художественное направление, которое представляет Дебюсси, более существенная причина [ранее шла речь о правомерности переноса названий и понятий из одних областей искусства в другие.- В. Г.: эта категория попросту не исчерпывает его богатого наследия, недостаточно его определяет» «Околомузыкальные» концепции, как чаща, окружающие музыкальное творчество Дебюсси,- оказываются неспособными решить главную задачу, ради которой они и были призваны из других областей знаний, из других искусств,- воссоздать исторически верную связь времен, пролегающую через творчество французского композитора.
Единственным источником правильного решения подобной задачи может быть только само музыкальное произведение, взятое в его полноте (имеется в виду собирательное понятие, охватывающее все важнейшие стилевые признаки). И конечно же, первостепенным здесь остается исследование музыкально-логических закономерностей.




Темы: Фортепианная музыка XX века | Ваш отзыв »

Отзывы