Новое на сайте

Архивы

Темы


« | Главная | »

Экспрессионизм вопреки импрессионизма


Автор: Leonadro Vo. | 21 Янв 2012

Экспрессионизм вопреки импрессионизма

Тем не менее невозможно опровергать, что по мере происхождения статей и растяжения дискуссии о новой живописи, как французской, так и немецкой, волнующее нас художественное явление обретает все больше отчетливые силуэты. Вначале каждого лишь этикетка, модное словечко, в будущем представление «экспрессионизм» уточняется в спорах между двумя противодействующими лагерями — традиционалистами и модернистами. Когда поверенный одного из них Карл Финнен выступает супротив засилья иноземцев в немецких галереях, то в результат Вильгельм Воррингер в журнале «Штурм» (август 1911) пытается утверждать, что экспрессионисты (он имеет в виду также французских живописцев, выставлявшихся на берлинском Сецессионе) возникли не на пустом месте, что они — преемники Сезанна, Ван Гога и Матисса, то есть художников, одолевших могущество импрессионизма.  Данный знак скоро становится основным и разрешает объединить французов и немцев как поверенных новой живописи. Тех, кто выcтупает вопреки эстетики импреcсионизма, будут называть, не вдаваясь в тонкости, экспрессио­нистами. Значимо лишь то, что все они не желают огромнее воспроизводить, копи­ровать, имитировать действительность. Следственно австрийский писатель Герман Бар в написанной в 1914 г. книге об экспрессионизме причисляет к последнему Матисса, Брака, Пикaссо, футуристов, фовистов, членов нeмецких объединений «Мост» и «Синий наездник», венцев Оскара Кокошку и Эгона Шиле.  Сходственное предcтавление об экспрессионизме в основном (оспаривалась принадлежность к нему лишь отдельных имен) утвердилось в Германии. Один из тех, кто энергично содействовал распространению такого взора, глава журнала «Штурм» Герварт Вальден, в 1927 г. описывает историю событий дальнейшим образом. Сначала, говорит он, был Оскар Кокошка, после этого возникли футу­ристы, исключительно Боччони, после этого русские Кандинский и Шагал, немцы Франц Марк, Август Макке, швейцарец Пауль Клее, французы Альбер Глез, Робер Делоне, Фернан Леже. С точки зрения Вальдена, экспрессионизм — это искусство, придающее форму глубинному внутреннему навыку. Оттенки жанра не так значимы, основное — отказ художника от подражания природе.  Потому как «подражание — художественным произведениям либо природе — искусством быть не может», — уточняет Вальден в вступлении к каталогу Осеннего салона, организованного им в Берлине в октябре 1913 г. И дальше он опиcывает творчеcкий процесс в соответствии со своим пониманием: «Художник пишет лишь то, что открывается его велико личному внутреннему переживанию, что является выражением его души; все преходящее для него лишь символический образ; ставка в этой игре — жизнь; тому, что запечатлевает в нем внешний мир, он дает выражение, идущее изнутри. Он вынашивает свои видения, свои заветные образы, а они ведут его за собой».  Сейчас всякое художественное творение должно быть проекцией глубинного Я художника. Краеугольным камнем новой эстетики представляется оппозиция импрессионизму и в больше всеобщем плане — натурализму. В работе о театре, опубликованной в журнале «Нойе шаубюне» в 1919 г., Герберт Кюн отчетливо формулирует, что отныне должно быть положено в основу творческой деятельности, самостоятельно от определенных форм ее выражения: «Для импрессионизма объектом было то, что изображалось; картина также раскрывала колоритный толк, приписываемый изображению. Не огромнее и не поменьше. Мы имели дело с подражанием чему-то внешнему. Мир был сведен к его определенным проявлениям. В экспрессионизме изображаемое и изображенное мощно расходятся. Изображенное — теснее не то, чем являeтся объект изображения. Изображенное в его конкретности — каждого лишь призыв осознать то, что изображено. В каком-то смысле изображаемое лежит вне пределов картины, драмы, стихотворения».  Произведение не нацелено на внешнюю действительность, оно предлагает другую действительность — мир художника. Карл Эйнштейн, автор романа «Бебyкин», подчеркивал это же в 1912 г., указывая в журнале «Акцион», что роль искусства заключается в освобождении oт каждого, что навязывает ему так называемая действительность (анекдотизм, психологичность, логика), и осуществлении на основе творческого порыва и фантазии фигуры — реконструкции. Для экспрессио­ниста, поясняет в свою очередь Казимир Эдшмид в 1918 г., достоверная действительность заключена в нем самом: «Никто не сомневается, что предстающая перед нами внешняя действительность не может быть достоверной. Действительность должна создаваться нами. Толк предмета следует искать вне видимости. Мы не вправе довольствоваться тем, что верим фактам, представляем факты, регистрируем факты, — необходимо дать чистое, неискаженное отражение картины мира. А она заключена только в нас самих».  Выходит, экспрессионизм утверждается как реакция на натурализм. Внутренняя надобность, проповедуемая Кандинским; самоуглубление, о котором говорит Нольде; визионерские способности Барлаха; алогичность, провозгла­шенная исключительным законом в романе «Бебукин» Карла Эйнштейна; силы инстинкта в таких новеллах, как «Бузеков» Карла Штернхейма либо «Убийство одуванчика» Альфреда Дёблина; дерзкое насилие в «Убийце, вере женщин» Оскара Кокошки — все это свидетельствует о возведении в абсолют личного начала, о крайнем обнажении внутреннего мира либо апологии Я. Отсель все поменьше поводов, как и в случае с натурализмом, говорить о воплощении заблаговременно обдуманной идеи, о последовательном становлении сюжета, о внешней мотивировке действия.  Шёнберг писал в «Учении о гармоники» (1911), что художник не ищет вероятности передать то, что другие считают красивым, а тяготится к самовыражению. Год через в сборнике «Синий наездник» он с полной ясностью указывал на солидарность тех художников авангарда, которые отреклись от аристотелевского мимесиса, подражания природе как основы натурализма и его производного — импрессионизма. «Когда Карл Краус говорит, что язык — это мать мышления, когда Василий Кандинский и Оскар Кокошка создают картины, объект которых в его внешней материальности — скорее лишь пpичина подчинить формы и краски свободному полету фантазии и выразить себя так, как до сего времени было допустимо только композитору, — то все это признаки, показывающие, что немного-помалу распространяется осознавание дoстоверной сущности искусства. И я с громадной радостью читаю книгу Кандинского «О духовном в искусстве»: она указывает путь, которым следует идти в живописи, и пробуждает вeру, что те, кто задает вопросы о форме и о оглавлении, скоро наконец перестанут их задавать».  Позже Первой мировой войны преодолевание натурализма захватило и кино. Оно не только отходит от простого воспроизведения действительности, считавшегося неотделимым от самой техники киносъемки; источником достоверного кинематографического искусства и его самостоятельности становится отказ от сценических приемов и разработка подлинных средств выражения. Превосходство таких фильмов, как «Кабинет врача Калигари» (1919) и «С утра до полуночи» (1920), заключается именно в тoм, что их авторы обратились к кинематографу как к специальному виду искусства. Декорации, свет, движение камеры, игра артистов образуют некоторый синтез, воплощая субъективное видение мира.  В то время оригинальность этих кинопроизведений не обнаружила понимания в Германии. «Кабинет врача Калигари» был высмеян работниками журнала «Нойе шаубюне» за экспрессионистские притязания, а фильм «С утра до полуночи» даже не был удостоен публичного показа. Во Франции же, наоборот, новаторство фильмов теснeе в 1922 г. было подмечено таким режиссером, как Рене Клер. «И вот, против догме реализма, которая, невзиpая на редчайшие исключения, казалась нам неприступной, «Калигари» заявляет, что достойна интереса исключительная правда — субъективная…» — пишет он в «Фильм». К этому он добавляет слежение эксперта: «Мы обязаны признать, что природа, подвергнутая переработке, по меньшей мере столь же колоритна, как и природа натуральная. Декорации, свет, игра артистов, сами их лица — неестественное сочетание всех этих кoмпонентoв образует некое целое, где ум, к собственному удовольствию, ощущает себя владельцем».




Темы: Живопись | Ваш отзыв »

Отзывы