Новое на сайте

Архивы

Темы


« | Главная | »

Движение гармонии


Автор: Leonadro Vo. | 13 Апр 2015

Несмотря на свою новизну и необычность, мелодический тематизм Дебюсси обнаруживает естественные и тесные связи с музыкой прошлого. Лаконизм мелодий зрелого Дебюсси восходит к тематизму И. С. Баха (преимущественно — в фугах), к концентрированной мелодической выразительности классицизма, к вагнеровским лейтмотивам. Красочное, сонорное начало тематизма и гармонического языка Дебюсси обязано своим происхождением, очевидно, не только общим эстетическим установкам, но и фольклорным истокам, уходящим далеко в глубь веков.

Внимательного изучения заслуживает битематизм Дебюсси, двусферность образного мышления, обнаруживаемая во многих его лучших фортепианных произведениях. Зародившись в ранних романсах, эта своеобразная черта его творческого метода связана, по-видимому, с отношением композитора к действительности. Не углубляясь специально в психологические проблемы, Дебюсси, убежденный и последовательный пантеист, формирует свой тематический материал в зависимости от того, хочет ли он передать объективные, «пейзажные» закономерности или субъективное, личное переживание. Не будем упрощать проблему. Нередко упомянутые две сферы настолько сливаются друг с другом, что трудно отличить «пейзажное» от «человеческого». В самом деле, «Отражения в воде», «Колокола сквозь листву», «Шаги на снегу», «Девушка с волосами цвета льна», что это — пейзажи или портреты? Пожалуй, ни то, ни другое. А может быть, и то, и другое. Вот почему и намеченный в данной статье сплав означенных сфер, названный рассредоточенной конфликтностью, нуждается в подробном изучении. Но как бы то ни было, наличие в музыке зрелого Дебюсси двух образно-эмоциональных сфер, символизирующих две стороны бытия — объективную и субъективную,- представляется несомненным. Это со- и (и противо-) поставление, по-видимому, имманентно присуще музыкальному искусству последних столетий. Сравнение с классическими образцами конфликтного симфонизма наверняка смогут пролить свет и на общий характер мелодического тематизма Дебюсси, и па двусферность его мышления, и на явление рассредоточенной конфликтности.




Темы: Фортепианная музыка XX века | Ваш отзыв »

Отзывы